В этом круизе становится правилом – ночью пересекаем
озеро, утром прибываем к очередному туристическому объекту. Вот и сейчас, пройдя
половину Онежского озера с юга на север, нам предстоит посетить одно из интереснейших
мест России – остров Кижи.
Вечером на борту теплохода нас ждет ужин в «русском» стиле,
за пределами судна – шлюз №1 Волго – Балтийского канала, Вытегра
(город и река). К сожалению, опять не удастся увидеть шлюзы №№ 2-6,
особенно каскад из третьего, четвертого и пятого шлюзов, расположенных на
участке реки в три километра и, говорят, с очень красивой панорамой.
День десятый, 21.05.2014, Кижи.
1. Утро десятого дня, «Нижний Новгород» лавирует среди малых островов Кижских шхер.
2.
Справа по борту – часовня Божией Матери Знамение (сер. XVIII в.) в Корбе на острове Большой Климецкий.
3. Ветряная мельница в Урочище Серёдка на острове Большой Климецкий.
4. Прямо по курсу – остров Кижи и сплошная облачность. Мы вежливо пропустили вперед своего попутчика «Волга Дрим».
5. А слева – синее небо и легкие облака.
6. Кижский погост – колокольня, церковь Преображения Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы - и дом Ошевнева (1876), перевезен в 1951г. с Большого Климецого острова, вид с борта теплохода.
7. Рядом с домом на берегу банька.
8. Преображенская церковь (1714) в лесах и шатровая колокольня (1862).
9. Часовня Спаса Нерукотворного Образа (конец XVII в. - начало XVIII в.). Расположена на самой высокой части острова – Нарьиной горе. Перевезена из деревни Вигово в 1968г.
10. Три четырехпалубных красавца у причала: «Русь» (проект 301), «Кронштадт» и «Санкт – Петербург» (оба проект 302). «Волга Дрим» (проект 26-37) пришвартуется четвертым бортом, а наш «Нижний» - пятым.
11. Возле этих домушек происходит «развод» туристов: на южную часть острова к Кижскому погосту и северную – по деревням острова.
12. «Южные» достопримечательности я осматривал три года назад, поэтому в этот раз выбрал «северный» вариант. При этом не обратить внимания на Преображенскую и Покровскую церкви просто невозможно.
13. Постройки на восточном берегу острова, деревня Дудкин Наволок.
14. Из деревни на остров Гоголев переброшен мостик.
15. Конус- ветроуказатель, он же колдун, он же носок, он же буратино, он же колбаса. Установлен явно не для водоплавающих судов.
16. Могила Вересова Ивана Федоровича, «потомственного кижского крестьянина мастера», плотника от бога, известного мастера – лодочника.
17.
18. По верхней дороге приближаемся к деревне Ямка.
19. На западной окраине деревни, около дороги, находится ветряная мельница (1921), перевезена из деревни Вороний Остров.
20. Дом Левичева (1929), перевезен в 1973г. из деревни Усть – Яндома.
21. Дом Пономарева (Маньшина) - конец XIX в., перевезен в 1970г. из деревни Маньшино.
22. Кузница, перевезена из деревни Южный Двор в 1970г.
23. Поклонный крест (1812) из деревни Хашезеро, перевезен в 1974г. Посвящен победе русского оружия в Отечественной войне 1812г.
24.
25. Сойдя с основной дороги, по тропе поднялись к Часовне Спаса Нерукотворного Образа (конец XVII в. - начало XVIIIв.) на Нарьиной горе. Отсюда открываются шикарные виды на все четыре стороны света.
26.
27. Взгляд на восток.
28. Северная часть острова.
29. Если сделать снимок на длинном фокусе, можно рассмотреть часовню Трех Святителей (2-ая половина XVIII в.). Часовня возведена в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1961г. часовня была перевезена из деревни Кавгора и восстановлена в южной части о.Кижи, а в 1977г. перенесена на северную оконечность острова.
30. При взгляде на запад видна часовня Успения Пресвятой Богородицы (конец XVII в. - начало XVIIIв., по последним данным 1702-1705гг.) в Васильево. Видны также кусочек острова (вероятно, Лингостров) и деревня Ерсенево на материке. Материк в нашем случае – это полуостров, вдающийся в озеро километров на 80-90.
31. На юге видны круизные теплоходы у причала и Преображенская церковь с колокольней.
32. Спустившись к западному берегу, попадаем в деревню Васильево. Поражает своей монументальностью и красотой дом (1884) богатого крестьянина Л.Сергина. Перевезен из деревни Мунозеро в 1972г.
33. Западный фасад дома: парадное крыльцо, балкон – галерея, мезонин. Чем выше по вертикали, тем богаче декоративная отделка.
34. Немного живой природы.
35. Дом Васильева (начало XX в.). Одно из строений, которое стоит там же, где его построили.
36. Возвращаемся к пристани, снова проходим деревню Ямка. Дом Ананьева (2-ая половина XIX в.), перевезен из деревни Красная Сельга.
37. Часовня Петра и Павла (XVIIIв.?), перевезена из деревни Бережная.
38. Экскурсия заканчивается…
39. На причале Кижи.
40. В 2014г., в год нашего круиза, Преображенская церковь выглядела так…
41. Красивый кильватерный строй.
42. За бортом Кижский погост.
43. Часовня Михаила Архангела (XVIIIв.) из Леликозера.
44. Часовня Божией Матери Знамение теперь слева по борту.
45. Церковь Николая Чудотворца (1810) в деревне Сенная Губа на острове Большой Климецкий.
46. Справа по борту остров Ям (с белым навигационным знаком), левее – остров Радколье. Это малые острова Кижских (Онежских) шхер, самый большой остров архипелага - Большой Климецкий – остался по левому борту нашего теплохода.
47. Через полчаса вышли на большую воду Онего, а еще через пять часов вошли в Вытегру.
48. Следуем в кильватере «Руси» к шлюзу №1 ВолгоБалта. Справа от теплохода «Русь» - очередь из грузовых судов на шлюзование.
49. 19-00. Ужин, как и обед, по расписанию. На этот раз гостей встречают русские красавицы (и красавцы)…
50.
51. …и цыганки тоже.
52. Такие штабеля леса тянутся на километр вдоль реки и в несколько рядов вглубь берега.
53. «Русь» уже в шлюзе. Тесновато… Ширина теплохода 16,7 м, ширина шлюза 17,86 м. При входе зазор между бортом судна и стенкой шлюза составляет 56 см на сторону. Над нижними воротами проходит автодорожный мост.
54. Мы тоже в шлюзе, стоим плотно. Камера шлюза всего на 15м больше суммарной длины двух теплоходов.
55. Церковь Сретения Господня (1869-1873) в Вытегре.
56. У пассажирского причала Вытегра теплоход «Карл Маркс», с 2018г. – «Северная сказка».
57. «Музей боевой славы моряков» (2005) в подводной лодке Б-440 проекта 641, спущена на воду в 1970г., выведена из состава флота 1998г.
58. Традиционный вечерний кадр, и вперед – на повторную встречу с селом Горицы.